Средневековое покорение Америки: викинги.
12 октября 1492 года раздался в утренней дымке крик: “Земля! Земля!” и Европа открыла для себя Новый Свет. В последний раз. С тех Америку никто не открывал.
А кто открывал до этого? Не поверите: Новый Свет евразийцы открывают для себя с завидной регулярностью на протяжении последних 30 000 лет. И большинство “первооткрывателей” встречает здесь местных жителей, которые открыли Америку еще раньше, расселились по обоим американским континентам и создали несколько великих цивилизаций. Так кто же они, доколумбовы пионеры обеих Америк?
Идем в обратном хронологическом порядке.
Сегодня - 1000 год нашей эры.
За пять веков до Колумба, то есть в самом начале XI века (возможно, прямо в 1000 году) Северную Америку открыл, это уже доказанный и признанный факт, смелый викинг Лейф Эрикссон, по прозвищу Счастливый, сын легендарного героя, первооткрывателя Гренландии и героя саг - Эрика Рыжего. Рубеж тысячелетий был временем активной и очень агрессивной экспансии скандинавских народов: под их влияние попадает не только Франция и Англия, даже юг Италии, Сицилия и север Африки сдаются под напором “северных людей”. Да и знакомый нам путь “из варяг в греки” - результат тех же процессов. Что же говорить о безлюдных землях на северо-западе. К этому времени викинги уже освоили и заселили Исландию, а воинственный дух и тяга к славе привели Эрика Рыжего с семьей, родственниками и боевыми товарищами в Гренландию, где он и осел. А там и до Америки рукой подать.
Известно, что его храбрый сын -Лейф Эрикссон - поплыл на запад из Гренландии не просто так: саги говорят о том, что встреченный им торговец рассказал ему о неизведанных землях, чьи очертания он видел как-то далеко на западе. Но, видимо, и он был не первым, кто увидел американское побережье, потому что, когда около 1000 года Лейф Эрикссон высаживается на берег где-то в районе современного залива Святого Лаврентия, он уже находит слегка одичавшие виноградники и поле пшеницы. Скорее всего, за несколько лет до этого здесь потерпели кораблекрушение другие его соплеменники, искавшие новых побед и новых земель. Но выжить им не удалось. Правда, эта история относится к разряду красивых предположений и доказательств не имеет.
Лейф Эрикссон нарекает новые земли именем Vinland (в честь растущего здесь винограда или, по другой теории, в честь ягоды whinberry - черники или вообще это название переводится как “земля лугов”) и начинает освоение земель. То есть сам он возвращается в Гренладнию, а в Винланд отправляет отряды первых поселенцев. Через несколько лет в Америке, по разным оценкам, живет уже около сотни человек.
Сегодня археологами открыто два скандинавских поселения того периода. Самое известное - L'Anse aux Meadows на северном побережье Ньюфаундленда. Именно оно претендует на звание легендарного Винланда. Сейчас там археологический музей и полностью реконструированное поселение викингов. Раскопки второго на Баффиновой Земле в Нануке начались несколько лет назад.
Но, так или иначе, скандинавская колонизация Америки провалилась. Почему точно, никто не знает. Саги повествуют о воинственных местных жителях, числом сильно превосходивших первых поселенцев. Исторические изыскания добавляют к этому очень тяжелый климат. Викинги не боялись холода, но слишком обильные снегопады делали невозможной охоту и сильно затрудняли жизнь. Многие сегодня склонны полагать, что поселения вообще были сезонными и использовались только в летний период.
Ведущий арктический археолог из Канады, Патриция Сазерленд, уверена, что визиты скандинавов к берегам Северной Америки носили отнюдь не единичный характер и неудачная колонизация не остановила охотников, рыболов и, главное, торговцев, совершавших сезонные путешествия за добычей и товаром к местным племенам. Племена эти относились к так называемой культуре Дорсет и населяли самый север Северной Америки еще до прихода с запада племен инуитов. Никаких металлов они не знали, орудия использовали каменные, но, похоже, это никак не мешало им не без выгоды для себя снабжать европейских (гренладских) торговцев дарами арктических охоничьих промыслов, которые так ценились в Европе. Иначе говоря, мы можем довольно смело утвержать о существовавшей в Средние века трансатлантической торговле и о том, что Европа XI - XII веков (а, может быть, и позднее) пользовалась товарами из Северной Америки.
Регулярные контакты подтверждаются довольно большим числом археологических находок. На протяжении почти двух тысяч километров от Баффиновой Земли до Лабрадора ученые находят многочисленные остатки скандинавских шерстяных тканей, рыболовные снасти, характерные лопаты из китовой лопатки и скелеты обычных европейских крыс, которые в то время в Америке не водились. Одно из самых интересных доказательств - специфические деревянные палочки с насечками - бирки, прикладываемые к товарам и бывшие в ходу в северо-европейской средневековой торговле. На деревянной плашке записывались спецификация, стоимость товара и условия контракта, а потом плашка разрубалась вдоль и каждому участнику сделки доставалась одна часть. Кстати, слово “бирка” происходит именно от шведского björk - береза. Но это уже не имеет отношения к открытию Америки.
Зато прямое отношение имеет путешествие Святого Брендана из Ирландии в Америку где-то в начале VI века… Об этом в следующий раз.