Чугунная архитектура Нью-Йорка
Чугун в качестве строительного материала? Идея кажется странной и немного тяжеловесной. Тем не менее, прежде чем на свет появились дома из стали и стекла, архитектурные эксперименты и изыскания велись именно на этой почве.
Все началось еще в XVIII веке, во времена Промышленной революции, на берегах Туманного Альбиона, когда выплавку чугуна смогли сделать относительно дешевой и впервые попробовали использовать его для строительства сложных конструкций, например, мостов.
За эту идею ухватились архитекторы и инженеры Нью-Йорка. Чугунные несущие конструкции нижних коммерческих этажей небольших зданий начали строится еще в самом начале XIX века. Но расцвет чугунный архитектуры пришелся на середину и конец века.
451 Broome Street (1895-96, John T. Williams)
Чугун позволял делать быстро, недорого и в большом количестве то, на что у каменотесов уходили месяцы, - фасады. Вдохновленные итальянскими дворцами, практичные американцы искали способ украшать дома красиво и недорого. Тут-то на помощь и пришел чугун. Сложные капители, декоративные карнизы, тонкие изящные колонны просто прикручивались на болтах к фасаду, красились и становились неотличимы от каменных. Появились сборные фасады, а потом и целые дома, сделанные из чугуна. Оконные проемы увеличились и внутреннее пространство наполнилось светом.
Одно из главных преимуществ чугунных конструкций - тиражируемость. По одной форме за пару дней можно отлить несколько десятков деталей. Второе - быстрота. К середине позапрошлого века здания стали делать на чугунно-литейных заводах и собирать на месте, как конструктор. И пока консервативные владельцы частных особняков размышляли над преимуществами нового материала, чугун уверенно вошел в промышленную архитектуру, придав новым офисам и фабрикам ажурный и даже парадный вид. Камень и дерево навсегда потеряли статус главных строительных материалов. Началась новая строительная эра.
Arnold Constable Store (1868-76, Griffith Thomas) at 881-887 Broadway in the Ladies’ Mile Historic District
Через несколько десятилетий место чугуна займет прокатная сталь и на свет появятся небоскребы. А пока многоэтажные, просторные, наполненные светом фабричные, офисные и коммерческие палаццо стали новым лицом молодого Нью-Йорка. Так появились район текстильных мануфактур Сохо (SoHo), улица больших и роскошных универмагов в Челси, коммерческие кварталы Трайбеки. Здесь были здания, копирующие знаменитые венецианские палаццо, пышный стиль Второй империи, османовские мансарды и мавританские дворцы, не обошлось и без влияния только появившейся моды на ар-нуво.
Roosevelt Building (1873, Richard Morris Hunt) at 478-482 Broadway
Но город рос и развивался, архитектурные тенденции менялись вместе с ним.
После Второй мировой войны промышленность окончательно ушла из города и некогда богатые чугунные кварталы опустели. Их ждала бы участь большинства заброшенных промышленных районов - снос, если бы не нью-йоркская богема. Опустевшие офисы и фабрики заняли художники, а в 1962 году было создано «Общество друзей чугунной архитектуры». Еще через пару лет район получил статус исторического памятника - SoHo Cast Iron Historic District и в течение следующей дюжины лет превратился в модный художественный район.
Сегодня в Нью-Йорке сохранилось более 250 «чугунных» зданий, построенных на протяжение XIX века, и большая часть из них - в Сохо. Таким наследием не может похвастаться ни один город мира. Почти сто лет назад, работая с новым для них материалом, чугуном, конструкторы закладывали десятикратный запас прочности, благодаря чему чугунные дома Нью-Йорка и сегодня выглядят так, как будто построены вчера.
The E. V. Haughwout Building (1856–57, Daniel D. Badger) at Broadway and Broome Street